Товарно-сырьевые рынки вели себя на прошедшей неделе относительно спокойно, нефть марки Brent удержалась выше отметки $70, прибавив за неделю 0,3%. Американский доллар вторую неделю подряд продолжает слабеть к большинству валют развитых стран. В Еврозоне укрепление евро к доллару происходило на фоне новостей из Германии о пересмотре долга и значительном увеличении государственных расходов. Рубль подорожал по отношению к доллару за неделю на 5% до 85,5, чему способствовал возросший оптимизм инвесторов и их интерес к российским активам в ожидании ослабления американских санкций и восстановлении экономических отношений Вашингтона с Москвой.
Внимание инвесторов в сырьевые ресурсы сейчас приковано к нефти и редкоземельным металлам, но на третьей позиции удерживается интерес к глобальным перспективам цен железной руды. Затянувшиеся ожидания сокращения сталелитейного производства в Китае, по-прежнему не реализуются на практике. По оперативным данным CISA cреднесуточная выплавка стали на основных метпредприятиях страны составляла в начале марта 2,132 млн. тонн и выросла на 2,4% в годовом сравнении. А суточное производство металлопроката выросло год к году на 4,1% до 2,007 млн. тонн.
Цена железной руды с доставкой в китайский порт Тяньцзинь удержалась к концу недели на отметке $102,85 за тонну, но вновь появились прогнозы о ее снижении в будущем. Аналитики Goldman Sachs ожидают, что руда подешевеет к концу года, и ее цена уйдет ниже отметки $90. Портфельный менеджер Perennial Сэм Берридж прогнозирует снижение до $80 за тонну, отмечая при этом, что маржа крупнейших добывающих компаний вроде BHP и Rio Tinto будет оставаться высокой даже при таких ценах на руду. А пока удерживаться выше $100 ценам руды позволяют временные перебои с поставками из западной Австралии из-за плохих погодных условий в январе и феврале, что, в свою очередь, привело к снижению запасов в китайских портах за минувшую неделю на 4%.
Цены на стальную продукцию в Китае в конце недели продемонстрировали энергичный рост. На Шанхайской бирже горячекатаная рулонная сталь подорожала за неделю с $458 до $468 за тонну, что является трехнедельным максимумом. Арматура так же уверенно росла в цене всю неделю, достигнув $440/тн. Однако к уровням месячной давности стальным ценам Китая вернуться не удалось. При этом как внутренние, так и экспортные цены продолжают оставаться самыми низкими в мире.
Стальной производитель №2 - Индия заметно снизила свою активность на мировом рынке в феврале. Импорт стали в страну упал сразу на 40% по сравнению с январем, сократившись на 0,6 млн тонн. Одновременно с этим на 60% сократился и экспорт за то же время, уменьшившись на 0,4 млн тонн. На такой спад в значительной степени повлияло ухудшение рыночных ожиданий от продолжающегося расследования Генерального директората по торговым мерам защиты (DGTR) и возможного введения защитных пошлин.
Между тем в России сводный индекс MetalTorg по ценам металлоторговли в Центральном регионе откатился за неделю еще на 0,28%, оказавшись на минимуме с начала августа 2023 года. Индекс цен производителей потерял 0,16%. Плоский прокат снижался на 0,4%-0,9%, а вот сортовой вновь выглядел лучше. Котировки арматуры и балки показали минимальный рост, а круг снизился лишь на 0,03%. Таким образом, арматура сократила ценовой отрыв от г/к листа до 1 657 руб./т. Обе трубные позиции подросли за неделю на 0,38%.
Хороших вестей от российских отраслей-потребителей по-прежнему нет. В прошлом обзоре мы писали о затоваривании рынка легковых автомобилей в РФ. В грузовом сегменте ситуация также непростая. По данным «Автостата», в феврале продажи грузовых автомобилей рухнули в годовом выражении на 46%. В целом по 2024 г. продажи снизились на 12% относительно 2023 г. Впрочем, снижение это произошло с высокой базы 2023 г. Однако падение в 2025 г. может погрузить сегмент в своего рода кризис вследствие падения спроса со стороны главного заказчика – строительного сектора, а также высоких ставок для покупок и лизинга.
Падение заказов наблюдается и со стороны сегмента железнодорожного машиностроения: в январе-феврале прямые поставки стального проката в адрес данных предприятий снизились в годовом выражении на 11% до 169 тыс. т.
Снижаются и объёмы в металлотрейдинге: за первые два месяца года поступления проката на базы основных российских торговых предприятий и сетей по сети РЖД упали на 8% в годовом исчислении до 1,4 млн т.
Нельзя не отметить и сложности трубной отрасли, о состоянии которой мы недавно выпускали специальный аналитический обзор. Гегемон этой отрасли – Трубная металлургическая компания (ТМК) недавно представила консолидированную финансовую отчётность за 2024 г., где отметила снижение объёмов трубного рынка в стране на 7% в годовом выражении до 11,3 млн т. Падение и в этом случае произошло с высокой базы 2023 г., однако оно, судя по всему, продолжится и в 2025 г. Основными причинами являются высокие ставки, сокращение добычи нефти в России в рамках соглашения ОПЕК+, снижение инвестиционной активности и резкое сужение строительного рынка.
Что же касается финансовых результатов самой ТМК, то компании удалось в целом удержать выручку – она снизилась в 2024 г. всего на 2% при сохранении объёмов продаж. Однако рентабельность резко сократилась, из-за чего упала прибыль EBITDA – на 29% до 92 млрд руб. Спад маржинальности стал следствием сокращения продаж более прибыльных бесшовных труб на 11% и прирост сварных.
Большой проблемой в трубной отрасли остаётся и высокая конкуренция. Нарастив до предела мощности в трубах большого диаметра, игроки на рынке ринулись в более сложный, но и более прибыльный сегмент бесшовных труб, где новые мощности запустили ОМК и «Уральская сталь».
Все указанные выше тренды снижения спроса не могут не отражаться на производстве стали и проката. Согласно предварительным данным «Корпорации ЧЕРМЕТ», в феврале российские сталевары произвели 5,4 млн т стали, что на 3,2% ниже февраля прошлого года. В то же время за январь-февраль сокращение составило всего лишь 0,1%. В плане выпуска готового проката дела несколько хуже – в феврале его выпуск упал на 5,1% до 4,6 млн т, а за январь-февраль объёмы снизились на 2,5% до 9,6 млн т.
Исходя из тенденций потребления, в ближайшие месяцы падение производства металлопродукции, скорее всего, продолжится. С учётом снижения в машиностроении и автопроме светлых пятен на рынке фактически не осталось. Лишь возможный цикл начала сокращения процентных ставок ЦБ с середины года может оживить ипотечную активность и строительную отрасль. Однако позитивный эффект для потребления и производства стальной продукции это даст, вероятно, лишь в 2026 году.
|