Информационно-аналитический журнал    Воскресенье, 25 Февраль 2024 г.
Прокат:  296.43  -0.09% down   Сталь:  136.63   0% const
21 Дек. 2023
Китай расчитывает на дешевую железную руду из Австралии и Бразилии
Цены на железную руду в первые месяцы 2024 г. пойдут вниз, полагает Вэй Хун, генеральный директор компании Zhengzhou Asia Europe Industrial Co. Основанная в 2018 году, компания Zhengzhou Asia Europe Industrial Co в основном занимается торговлей железной рудой, добываемой в России, Чили, Индии, Малайзии, Турции, Южной Африке, Мозамбике, Замбии, Индонезии, Иране и Пакистане, со стабильными поставками более 100 тыс. тонн в месяц.

Как отметила г-жа Вэй Хун, вполне очевидна и традиционна высока зависимость Китая от импортных поставок железорудного сырья. Из-за недостаточных внутренних запасов железной руды зависимость от импортной железной руды остается на уровне выше 80%. В 2022 году Китай импортировал в общей сложности 1,107 млрд. тонн железной руды, на 1,5% меньше, чем годом ранее.

Лидерами «рейтинга поставок» являются Австралия, Бразилия, Южная Африка, Перу, Канада, Чили, Индия, Россия, Мавритания, Сьерра-Леоне, Казахстан и Монголия. Доля железной руды, импортируемой из Австралии и Бразилии, составляет около 86%. В 2022 году импорт железной руды из Австралии увеличился на 5,1%, а из Бразилии снизился на 4,3%. Среди других стран импорт железной руды из Перу, России и Казахстана немного увеличился, в то время как для других стран-поставщиков «второго эшелона» наблюдалось снижение, при этом наиболее значительное сокращение было зафиксировано при поставках из Индии, Украины и Монголии. После того, как Индия объявила о повышении экспортных пошлин на железную руду в мае 2022 года, ее экспорт железной руды практически стагнировал. Из-за российско-украинского конфликта с октября 2022 года прекратился импорт из Украины, в результате чего Украина выпала из первой десятки «неосновных» стран-поставщиков. Из-за эпидемии КОВИДа и проблем с транспортировкой экспорт железной руды из Монголии также претерпел значительное снижение в 2022 году.

Относительно перспектив импорта из стран «второго эшелона» (не Бразилии и Австралии) г-жа Вэй Хун отметила следующие моменты:

«неосновная» импортируемая железная руда может иметь некоторые ценовые преимущества по сравнению с сырьём из Бразилии и Австралии. Например, для железной руды того же содержания цены могут быть примерно на 20% ниже. Но конкретное ценовое преимущество зависит от конкретной ситуации, поскольку цена зависит не только от качества и предложения продукции, но и находится под влиянием других факторов, таких как рыночное предложение и спрос, транспортные расходы, тарифы и т. д.

Такая железная руда может завозиться из стран и регионов, расположенных ближе к Китаю, что приводит к относительно низким транспортным расходам, снижая общие затраты и давая этим регионом ценовое преимущество. Еще одним фактором являются налоги и сборы на природные ресурсы в тех или иных странах или регионах - если в этих странах более низкие налоги и сборы, они имеют очевидное преимущество с точки зрения цены. Затраты на производство также являются ключевым фактором, поскольку сырьё с таких «неосновных» направлений может иметь более низкие производственные затраты, и в некоторых случаях общие цены может быть более конкурентоспособной, чем цены из Бразилии и Австралии. Однако следует отметить важнейшее «но»: данные ценовые преимущества не являются абсолютными, т.к. Бразилия и Австралия обладают уникальными преимуществами с точки зрения качества железной руды и стабильности цепочки поставок. Таким образом, китайским производителям стали необходимо комплексно учитывать множество факторов при выборе покупки железной руды, включая качество, цену, стабильность цепочки поставок и т. д.

В ноябре этого года импорт железной руды в Китай составил 102,743 млн. тонн, увеличившись на 3,4% в месячном исчислении; совокупный импорт железной руды с января по ноябрь этого года достиг 1,078 млрд. тонн, увеличившись на 6,2% в годовом исчислении. Рост импорта железной руды в Китай обусловлен главным образом значительным локальным увеличением спроса на железную руду со стороны отечественных сталелитейных заводов. После окончания эпидемии КОВИДа загрузка производственных мощностей отечественных сталелитейных заводов с начала этого года сохранялась на высоком уровне на фоне увеличения производства стали. Согласно статистике, с января по октябрь 2023 года производство необработанной стали в Китае составило 874,695 млн. тонн, увеличившись на 1,4% в годовом исчислении, а производство стальной продукции за указанный период составило 1,144 млрд. тонн, рост на 5,7% по сравнению «год-к-году».

На международном рынке цены на железную руду укреплялись с середины августа. Например, цена на австралийскую мелочь железной руды 62% min. CNF Китай выросла с примерно $103 за тонну в середине августа до $135 за тонну в середине четвёртого квартала. Рост цен на железную руду на международном рынке был обусловлен главным образом высоким спросом со стороны китайских сталелитейных заводов. С августа, в первые недели после объявления национальной политики макроэкономического стимулирования, внутренний рынок стали вроде бы ощутимо восстановился: цены на сталь начали расти, «производственный энтузиазм» сталелитейных заводов неплохо укрепился по сравнению с июлем, что привело к увеличению спроса на импортную железную руду.

Но всплеск упомянутого «производственного энтузиазма» не был поддержан значительным улучшением спроса на рынке стальной продукции - по сравнению с первой половиной этого года внутреннее производство стали уже в конце третьего и начале четвёртого квартала снизилось, соответственно также наметилось замедление и снижение спроса на железную руду. Например, внутреннее производство стали в сентябре и октябре составило 82,108 млн. тонн и 79,092 млн. тонн соответственно, тогда как ежемесячное производство до августа превышало 90 млн. тонн.

В первом квартале следующего года на рынке железной руды может наблюдаться сильное предложение и слабый спрос. Судя по сезонной тенденции последних лет, общая ситуация с поставками железной руды во втором полугодии 2024 г. будет лучше, чем в первом полугодии; Что касается спроса, то в связи с недавним возобновлением политики ограничения производства в некоторых регионах и ограниченным производством в течение отопительного сезона, начинающемся обычно в ноябре-декабре, в первом квартале следующего года ожидается снижение выплавки чугуна, в значительной степени определяющей спрос на железную руду. В конце концов, при снижении предельного спроса и восстановлении предложения портовые запасы [железной руды] могут постепенно увеличиваться, и в первом квартале 2024 года ожидается небольшое снижение цен на импортируемую железную руду. Опять-таки если взять в качестве примера австралийскую железорудную мелочь 62% min., то цены, вероятно, упадут примерно до $120 за тонну CNF Китай.

Источник: MetalTorg

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции